Осуществление связи на кораблях и подводных лодках
Хорошо отлаженная радиосвязь гарантирует безопасность мореплавания и позволяет осуществлять руководство крупными морскими соединениями, а также входящими в его состав подразделениями.
Электронные средства связи позволяют:
- создать надежный канал передачи и приема оперативных сведений о местоположении судов в море;
- информировать о времени приема их портовыми службами;
- сообщать данные о ходе погрузочно-разгрузочных работ, а также о возможных задержках и простоях.
В военное время российские корабли, не призванные по мобилизации в состав ВМФ, организуют связь с узлами связи флотов (УС), военно-морских баз(ВМБ) в случае их нахождения в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отдельных случаях за их пределами в районах вооруженных конфликтов. Решение на установление связи с УС флота ВМБ принимается капитаном корабля, исходя из сложившейся обстановки и только в тех случаях, когда оперативная передача донесений в адрес ВМФ имеет первостепенное значение. В остальных случаях связь корабля с УС ВМФ устанавливается по приказанию капитана корабля.

При плавании в прибрежных водах РФ российские корабли для передачи донесений в адрес ВМФ могут использовать радиотелефонную открытую связь с радиотехническими постами ВМФ в УКВ диапазоне, а в пределах видимости, средствами световой связи.

В отличие от надводных военных кораблей на подводных лодках не работает обычная радиосвязь, так как вода служит экраном, который не пропускает радиоволны Несмотря на все существующие современные коммуникационные технологии, на земле есть места, где привычные средства связи не работают. Например, подводные лодки, погруженные даже на небольшую глубину, не могут принять сигнал сотовой или спутниковой связи. Вода попросту поглощает эти радиоволны, то есть служит своего рода экраном.

В большинстве случаев для передачи и приема данных, подводная лодка просто всплывает на перископную глубину и поднимает антенну. Но в таком случае она раскрывает свое местоположение и становится уязвимой, что иногда недопустимо. Поэтому для связи с боевыми субмаринами, которые неделями или даже месяцами находятся на большой глубине, инженерам в середине прошлого века пришлось идти на невероятные ухищрения, которые используются по сей день.

В середине прошлого века инженерам удалось найти решение этой проблемы. Им удалось реализовать связь при помощи сверхдлинных волн, способных проникать под воду на большую глубину. Сверхнизкочастотная радиосвязь — сложная и медленная Сверхдлинными называют радиоволны, частотный диапазон которых находится в пределах от 3 до 300 Герц. Их делят на два типа: крайне низкие частоты (КНЧ) от 3 до 30 Герц и сверхнизкие частоты (СНЧ) от 30 до 300 Герц. Оба типа этих волн способны распространяться в морских и океанических водах. Причем КНЧ волны лучше справляются с этой задачей, чем СНЧ.

Однако использование этих волн связаны с серьезными техническими трудностями, что объясняется их невероятно большой длиной. К примеру, длина волны с частотой 82 Гц составляет 3658 км. Для их передачи нужны сопоставимые по размеру антенны, построить которые, конечно же, невозможно. Однако инженеры все же придумали как решить эту проблему — они закопали в землю на большую глубину два подключенных к передатчику электрода на расстоянии 40-50 км друг от друга. Схема передачи СНЧ сигнала на подводную лодку Линии протекания тока между электродами проникают в землю и используют участок земли между электродами как гигантскую антенну.
